СЁГИ  В  РОССИИ

Shogi in Russia  /  ロシアの将棋

 
 

 Сайт Союза игроков японских шахмат "СЁГИ"

 
Главная Официальные
документы
Планы  работы НП«СЁГИ» Сайты о сёги Игровой зал История
Правила игры
Клубы
Игроки  Рейтинги
Библиотека Форум сеги

Контакты

 

  Турнир по шахматному биатлону
в честь открытия Шахматной школы Ю.Л. Авербаха
(5 октября 2016 года)

 

Очередной блицтурнир по шахматному двоеборью (биатлону), посвященный открытию Шахматной школы Ю.Л. Авербаха .состоялся  5 октября в ГПНТБ 

 

Регламент: 4 тура. Контроль времени:

 

-шахматы - по 5 минут на партию каждому участнику,

-сёги - 8 минут на партию каждому участнику без беёми.

1 место – Стаценко Вячеслав - 6 очков из 8

 

2-3 место - Синельников Игорь - 5 очков

 

2-3 место – Карпенко Григорий- 5 очков

 

4 место - Носков Владимир - 4 очка

 

5 место – Французова Мила - 3 очка

 

6 место – Афанасьев Сергей – 1 очко

 

Фотографии участников:

 

 

=========================================================================================

 

Турнир по шахматному биатлону
в честь открытия Шахматной школы Ю.Л. Авербаха
(10 сентября 2016 года)

 

  

Носков Владимир: "Впечатления о шахматном двоеборье в МДиПИ"

 

Всем вновь привет!

 

Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (ул. Делегатская, 3) 10 сентября состоялся турнир по шахматному воеборью (сёги+шахматы), посвященный одновременно Дню города и Дню рождения шахматной школы им. Ю. Л. Авербаха в ГПНТБ.

 

Перед началом турнира состоялось выступление легендарного шахматиста и человека с большой буквы Ю. Л. Авербаха, в ходе которого присутствующие узнали много нового и исторически интересного в области шахмат (их оказывается около 600 видов!) и не только. Сам Юрий Львович неоднократно повторял, что он приветствует и будет впредь всячески поддерживать данное новаторское направление, которое представлено в виде шахматного двоеборья или биатлона.

 

Сам турнир проходил в спокойной, дружественной и комфортной обстановке в одном из красивейших и просторных залов музея, полностью посвященному классическим шахматам - очень много экземпляров и экспонатов шахматных фигур, принадлежащих когда - то коллекции В. Дворковича. Чего стоит огромного размера, расположенная на полу из ковролина, шахматная доска с фигурами почти ростом с человека!

 

 Итоги турнира

 

Регламент: круговая система. Контроль времени:

 

-шахматы - по 5 минут на партию каждому участнику,

-сёги - 8 минут на партию каждому участнику без беёми.

 

1 место - Родин Дмитрий - 7 очков из 8

 

2 место - Новиков Никита - 5 очков

 

3 место - Синельников Игорь - 4,5 очка

 

4 место - Носков Владимир - 3,5 очка

 

5 место - Нечушкин Роман - 0 очков

С уважением ко всем Вам, помощник президента НП " Сёги" Носков Владимир

 

 =========================================================================================

 

Недавно подписанное между ГПНТБ и НП «СЁГИ» Соглашение  о сотрудничестве по развитию шахматной культуры, интеллектуальным и развивающим видам предоставляет возможность дальнейшей популяризации японских шахмат и в частности развития шахматного биатлона.

 

Полагаем, что это направление в рамках Шахматной школы Ю.Л.Авербаха получит поддержку и признание со стороны истинных любителей интеллектуальных игр и послужит дальнейшему развитию шахматного искусства в России. Надеемся, что предстоящий скромный турнир среди любителей шахматного биатлона подтвердит вышесказанное.

 

==========================================================================================

 

Психологические особенности изучения
японских шахмат – сёги шахматистами России

 

Игорь Синельников - президент НП «Сёги»
Игорь Горелов - журналист, любитель шахмат

 

Японские шахматы сёги по сравнению с обычными шахматами – это совершенно другая игра. Отличия сёги от шахмат столь глубоки и неожиданны, что при переходе от одних шахмат к другим шахматист испытывает великое множество психологических трудностей, которые приводят к невосприятию или нежеланию освоить новую игру, значительно отличающуюся по стереотипу от обычных  шахмат. У игроков с более гибким восприятием, например у школьников  уже достаточно хорошо освоивших шахматы, подобного отношения не возникает.

 

Для квалифицированного шахматиста, особенно опытного, шахматные правила и понятия не просто привычны – они святы. Размеры доски и фигур, количество полей, белые и чёрные безо всяких условностей, первоначальная расстановка фигур на двух горизонталях, взятия фигур и пешек, исчезающих с доски до конца партии, превращение пешки, как правило, в ферзя, сравнительная сила фигур, самая мощная из которых – ферзь, определённые законы стратегии и тактики, розыгрыш дебютов и развитие фигур, наконец, шахматная нотация – все эти впитавшиеся чуть ли не с молоком матери каноны и законы определяют психологию шахматиста как «парохода и человека».

 

В мозге опытного шахматиста эти понятии трансформированы в устойчивые нейронные связи, которые чрезвычайно трудно поддаются каким-либо изменениям. Именно поэтому начинать обучение японским шахматам и практическую игру лучше всего в детском возрасте, когда эти связи ещё не устоялись, и мозг ребёнка реактивен, мобилен и, что называется, впитывает как губка. Трудности перехода опытного шахматиста от шахмат к сёги объясняются ещё и тем, что сёги не равнозначны обычным шахматам по сложности,  значительно превосходят их во многих интеллектуальных компонентах. Мозг шахматиста, достигшего определённых успехов в шахматах, активно сопротивляется разрушению старых связей и установлению новых. На эмоциональном уровне это выглядит в лучшем случае как вежливый интерес и плохо скрываемое недоумение («это ещё зачем?»), а в худшем – полное отторжение новой и непонятной игры, основанной к тому же на совершенно иных национальных и культурных традициях. Такова психология восприятия в зрелом возрасте любого нового знания, как бы отменяющего или опровергающего нечто привычное и приносящее радость и удовольствие. Это всё равно, что строить новый дом на месте старого, не разрушая его. В лучшем случае получится надстройка, причём довольно больших размеров, но совместимы ли два дома?

 

Чтобы не быть голословными, рассмотрим вышеперечисленные шахматные каноны и перспективы их «деканонизации»

 

1.Форма и размер доски.

 

Шахматная доска  поражает своим математическим и логическим совершенством. Это большой строгий квадрат с последовательным и чётким чёрно-белым чередованием. Зрительно выделяются вертикали, горизонтали и диагонали. Это строжайшая геометрия и одновременно поле логического боя. Психологически шахматная доска воспринимается как величайшее изобретение человечества, непреложный закон, открытый неизвестным гением, как 2 х 2 = 4, колесо или пифагоровы штаны. Другой шахматной доски существовать, казалось бы, не может…

И вдруг в поле зрения шахматиста появляется какая-то  светло-жёлто-коричневая прямоугольная конфигурация, больше похожая на подставку для мобильного завтрака, чем на что-то более или менее серьёзное. Это и есть «доска» для японских шахмат, которую мы в дальнейшем будем называть сёги-доской. Вполне можно допустить, что в Японии сёги-доски выглядят действительно как доски, но в России пока так… И пусть сёги-доска состоит из 81-й клетки, при первом знакомстве это скорее настораживает.

Психология перехода с обычной шахматной доски на сёги-доску просто ужасна: шахматист за это не сядет…

 

2. Форма и размер фигур.

 

Размер и форма фигур и пешек в шахматах, как и размер доски, также имеют большое психологическое значение. Помнится, в прежние времена шахматные комплекты являлись побочным продуктом Перхушковской мебельной фабрики, что недалеко от Одинцова под Москвой. Нет ничего удивительного в том, что шахматы удавались советским мебельщикам куда лучше основной продукции. Шахматные фигуры и доски несли на себе огромную идеологическую нагрузку как культурно-интеллектуальный и спортивный форпост советского строя – в отличие от презренно-частно-собственнической мещанской мебели. Резные гривастые кони и точёные острохоботные слоны, строгие круглые ладьи, словно плывущие по шахматному морю, ряды отполировано-круглоголовых пешек, и, наконец, величавые король и ферзь с короной-набалдашником и короной-шариком, которые, правда, всё время отрывались из-за ахового качества советского клея – всё это вкупе со смолистым запахом возбуждало непреодолимое желание взять в руки деревянные сокровища и научиться играть в шахматы, а научившись, одерживать победу за победой. И хотя с тех пор шахматы сильно измельчали как в буквальном, так и в любом другом смысле, их неповторимая аура преследует нас с детства…

 

И к чему предлагается перейти? К мелким невзрачным дощечкам, на которых чёрной тушью выведены, на первый взгляд, трудноотличимые иероглифы.  Изучать различия между ними может только орёл со 100%-ным зрением, дополнительно заинтересовавшийся японским языком.

 

Таким образом, переход от шахматных фигур к сёги-дощечкам психологически ещё более труден, чем от шахматной доски  к сёги-доске.

 

3. Белые  и чёрные.

 

В шахматах разделение фигур и пешек на два противоборствующих лагеря выражено максимально чётко и недвусмысленно: они изначально и навсегда окрашены в соответствующие цвета. Белые имеют право первого хода, ходы чёрных следуют за ходами белых. На демонстрационных доска и на диаграммах в шахматных изданиях белые расположены внизу, чёрные – вверху. Всё однозначно, никаких недоразумений тут нет и быть не может.

 

В японских шахматах всё не так и даже совсем наоборот. Все дощечки, обозначающие фигуры и пешки (это именно обозначения, а не сами фигуры), окрашены в один и тот же  цвет. «Белые» и «чёрные» в сёги – понятия настолько условные, что непонятно  зачем они вообще нужны. Направление движения фигур и пешек определено остроконечными концами дощечек. Более того, существует весьма милая японская условность, придуманная словно  специально, чтобы шахматистам было психологически как можно труднее осваивать сёги: на всех диаграммах японошахматной литературы «белые» ползут сверху вниз, а «чёрные» - снизу вверх! При этом право первого хода определяется  жребием, как в каких-нибудь нардах. Один из авторов даже предложил  другие термины – «нижние» и «верхние», чтобы избавиться хотя бы в литературе по сёги от этой назойливой несусветной путаницы, оскорбляющей любого нормального шахматиста…

 

4. Исчезновение с доски взятых фигур и пешек до конца партии.

 

«Съесть» фигуру и забрать её себе, чтобы любоваться ею в руках до конца игры – это мечта любого ребёнка, едва только прикоснувшегося к шахматам, ещё не знающего толком, что такое шах и мат. Это столь же естественная стартовая линия шахматиста, как роды и вскармливание. А говоря шахматным языком, это фундамент стратегии и тактики древней игры, без которого она теряет всякий смысл и рассыпается, как карточный домик. Но даже на эту святую первооснову шахмат покусились японцы, которые в древние времена, ничего не зная о европейских шахматах, создали свою «версию» дошедшей до них через Китай древнеиндийской чатуранги. В этой игре взятые фигуры и пешки при соблюдении установленных правил могут быть в любой момент выставлены на любое поле доски на стороне взявшего («съевшего»). Разумеется, такого надругательства над шахматами ни один шахматист, если только он не младенец в коляске, перенести не может.

 

5. То же самое относится и к количеству полей доски, и к первоначальной расстановке фигур и пешек. Две заполненные горизонтали и 64 клетки – это своеобразная икона шахматной Божьей матери, с пелёнок висящая над кроваткой каждого шахматиста. И вдруг вешается демонстрационная доска с другой иконой…

 

6. Превращение пешки в ферзя – любимейший ход начинающего шахматиста. Какое наслаждение – выхватить из-под носа у соперника своего кровного, съеденного когда-то ферзя и торжественно водрузить его на доску, как флаг победы, вместо героической пешки, добравшейся до последней горизонтали! И двойное, тройное наслаждение, если ферзь – второй или третий по счёту! В розовом чёрно-белом детстве в таких случаях шли в ход перевернутые ладьи.

В японских шахматах превращения фигур и пешек – дело рутинное, обычное, повторяющееся по многу раз в каждой партии, причём для этого вовсе не обязательно проводить пешку на последнюю горизонталь – достаточно поставить любую фигуру или пешку в так называемый лагерь противника – аж три горизонтали, и превращайся в «грозного воина» сколько хочешь. Такая лёгкость для психологии шахматиста слишком тяжела… 

 

7. К сравнительной силе фигур, самая мощная из которых – ферзь, шахматисты также привыкают с детства. В японских шахматах ферзя нет вообще, из дальнобойных фигур это ладья и слон, которые усиливаются при входе в зону противника и создают мощные атакующие возможности. Остальные фигуры несколько ограничены в своей подвижности, однако их потенциал проявляется в полной мере при сближении с армией противника. Шахматистам, особенно российским, привыкшим к русской удали длинных ходов через всю доску, геометрически длинному сочетанию шахов, угроз и комбинаций, психологически трудно освоить тонкости японских «чайных церемоний».

8. Все перечисленные формальные стереотипы, на которых основана психология шахматиста, обуславливают определённые законы шахматной стратегии и тактики, принципы розыгрыша дебютов и развития фигур. Эта борьба за центр, скорейшая мобилизация фигур, подрыв пешечного центра противника и т.д. и т.п. В дебютах шахматной партии возбраняются, например, повторные ходы одной и той же фигурой. В начальной стадии партии в сёги это не возбраняется, а приветствуется, поскольку дебютные принципы совсем другие.

 

В японских шахматах важно «долбить в одну точку», нащупав слабое место в оборонительной цепи противника, чтобы проникнуть в его лагерь для превращения своих фигур в более мощные. Кто добьётся этого быстрее, у того все шансы раньше объявить мат чужому королю, чем это сделает противник, ибо, не приблизившись к королю, поставить мат практически невозможно. Пожалуй, только мат и есть нечто общее в шахматах и сёги. Разумеется, такая огромная разница в стратегии и тактике игры требует ломки не только фундамента, но и всех этажей психологии шахматиста вплоть до крыши…

 

9. Привычная шахматная нотация (буквы слева направо, цифры снизу вверх) в сёги, разумеется, вывернута наизнанку по диагонали, и эту «японскую грамоту» тоже нужно осваивать!

 

10. В теории и практике шахмат особую роль играет эндшпиль – окончание партии, когда разменяны большинство фигур, и всё зависит от взаимоотношений пешек, немногих оставшихся фигур и королей. Теория эндшпилей разработана ничуть не хуже теории дебютов, поэтому на долю собственного  творчества шахматиста остаётся только миттельшпиль. В японских шахматах, где фигуры и пешки «бессмертны», эндшпиль – настолько редкое явление, что им можно пренебречь. Это своего рода вечный миттельшпиль, праздник жизни, который прерывается только внезапной смертью одного из королей (или, разумеется, сдачей партии у квалифицированных сёгистов).

 

Здесь-то и зарыта собака, которая своим радостным громким  лаем подтверждает нашу убеждённость в том, что все формальные психологические преимущества шахмат над японскими шахматами – это всего лишь воображаемый барьер, который можно и нужно преодолеть ради главного – огромного наслаждения творчеством, которое дают японские шахматы. Привычные нам шахматы потому и привычны, и психологически удобны, что в них всё рассчитано до 25-30 хода и после 50-го. Да и оставшиеся 20 ходов в скором времени грозит «съесть» так называемый «компьютерный гений». В японских шахматах компьютерные программы ориентируются пока с большим трудом, потому что инвариантность этой игры огромна. Она не сводится к простому перебору вариантов, ибо трудно даже себе представить, на какое поле какая фигура или пешка десантируется следующим ходом и какие беды в лагере противника она способна натворить в дальнейшем.

 

И в то же время именно более творческий характер японских шахмат по сравнению с обычными становятся чуть ли не главным психологическим барьером для российского шахматиста при переходе от одной игры к другой. Давно замечено, что «русские ленивы и нелюбопытны». Они в массе своей больше всего боятся попасть в положение буриданова осла, когда насчёт выбора из двух вариантов нет чётких указаний «партии и правительства», и предпочитают умереть с голоду, чем заработать хотя бы на один стог сена, правый или левый. Что уж тут говорить о пугающей русский ум много вариантности японских шахмат! Свойственные им «университеты» свободы кажутся совершенно недостижимыми для русского менталитета, не одолевшего пока начальной школы в умении быть хозяином своей судьбы и оставшегося, похоже, на второе тысячелетие, как забубенный второгодник.

 

Тем не менее, и в России всё ещё есть немало истинно творческих людей, готовых преодолеть сложившиеся психологические стереотипы ради расширения горизонтов познания, решения более сложных логических задач, овладения правилами, тактикой и стратегией необычайно трудного интеллектуального противоборства. Подтверждением тому является Российский рейтинг-лист ФЕСА (Международной европейской федерации сёги), в котором уже трёхзначное число позиций.

 

Каким же образом преодолеваются психологические трудности перехода от обычных шахмат к японским? В идеальном варианте лучше поступить так же, как с изучением иностранного языка, например, того же японского – поехать в Японию на пару – тройку лет, погрузиться в японскую языковую среду, научиться спокойно разговаривать по-японски и заодно играть в сёги, тем более, что европейских шахмат в Японии практически нет. Естественно, без погружения в чужую языковую среду вряд ли можно научиться свободно разговаривать, сколько ни изучай язык в теории – в лучшем случае будешь «читать и переводить со словарём». Точно так же и с игрой в японские шахматы. Конечно, в Японию может поехать не каждый, а тем более на срок, достаточный для обучения практической игре. Поэтому в России недавно созданным Союзом игроков японских шахмат «сёги» прилагаются усилия к созданию своеобразных «японских уголков».

 

Самым действенным и зрелищным способом перехода от шахмат к сёги является организация и проведение турниров по шахматному двоеборью, когда пара участников, заканчивая партию в шахматы, сразу же садится за сёги-доску. Здесь наиболее выпукло предстают огромные различия между шахматами и сёги, как формальные (в пользу шахмат), так и творческие (в пользу сёги). Для психологии шахматиста такой моментальный переход представляет собой положительный стресс, способствующий более глубокому пониманию различия между обычными и японскими шахматами. Уникальных индивидуумов, одинаково сильно играющих и в шахматы, и в сёги, можно пересчитать по пальцам – для этого надо либо действительно несколько лет прожить в Японии, либо углублённо изучать, как это ни тяжело, «язык» японских шахмат в России, постигая его в теории и на практике, не забывая при этом обычные шахматы.

 

Отсюда следует важнейший вывод: обучение и практическую игру в японские шахматы лучше всего начинать с детства! При этом не имеет большого значения, играет ли ребёнок в обычные шахматы или нет. Детский мозг несравненно мобильнее взрослого и легко  переходит от одной игры к другой. Тут опять-таки хорошо «работает» сравнение с изучением иностранных языков: чем раньше ребёнок научится понимать «язык» японских шахмат, тем лучше. Нельзя упускать из виду и детскую увлечённость игрой, самим процессом доказательства своего превосходства над сверстниками. Умелое развитие шахматным и сёги-педагогом особенностей детской психологии неизбежно приведёт к появлению на российской и международной арене сильного шахматиста и сёгиста. Ведь на самом деле обычные и японские шахматы – вовсе не враги, а друзья, если правильно развивать эти смежные виды спорта, интеллектуального противоборства, культуры и искусства. Научив ребёнка играть не только в обычные, но и в японские шахматы, можно открыть перед ним сразу две дороги в удивительный мир интеллекта, творчества, самосовершенствования личности, обретения умственных и волевых качеств, необходимых в любой профессиональной деятельности.

 

Центр шахматной культуры и информации ГПНТБ.

НП «Союз игроков японских шахмат «сёги»

Москва, 2016

 

 

=========================================================================================

 

О 50-ти летней годовщине официального статуса ФИДЕ
или впечатления о юбилейном дне шахмат

 

Заметки о событии Носкова Владимира:

 

Всем ещё раз доброго и хорошего дня! Это произошло для меня довольно-таки внезапно. Я ещё не успел как следует выспаться (лег накануне поздно), как уже где -то в 9:30 утра меня разбудил телефонный звонок от моего шефа по шахматному двоеборью. Игорь Захарович просил меня срочно приехать (при случае подменить его) в этот день Шахмат в ГПНТБ в связи невозможностью приехать ему на праздник шахмат самостоятельно из-за неожиданного нездоровья - банально разболелась нога...Встреча была назначена где-то ориентировочно на 16:00 в библиотеке, и я предварительно созвонившись с Николаем Ивановичем Кралиным сел в электричку и поехал в столицу.

 

Зал в библиотеке уже начал потихоньку заполняться гостями (а их собралось впоследствии ни много ни мало порядка 35-40 человек), причём ожидался приезд главного гостя (гвоздь мероприятия) легендарного и замечательного шахматиста, да и просто человека Юрия Львовича Авербаха.

 

Встреча проходила в тёплой, живой и дружественной обстановке и атмосфере, в ходе которой основная роль и функция в качестве ведущих мероприятия были предоставлены небезызвестным писателю Сергею Воронкову и гроссмейстеру Юрию Львовичу. Во время форума затрагивались разные темы, начиная с банальных поздравлений с юбилеем и истории возникновения де-юро международной шахматной федерации(ФИДЕ); о проблемах входа-выхода шахматистов-спортсменов; о пользе шахмат как средства борьбы со слабоумием (болезнь Альцгеймера), где я тоже внёс свою лепту, кратко рассказав о моём "чудесном" возвращении в мир классических шахмат благодаря игре в сёги (японские шахматы), упомянув также ещё о шахматном двоеборье (биатлоне), проходившем в здании ГПНТБ в марте этого года с гостями из Японии.

 

Здесь в результате коллективных дебатов и дискуссий родилась потенциальная комплексная программа лечения и профилактики слабоумия как-то: 1) ЗОЖ (здоровый образ жизни) 2) Правильное и полноценное питание 3) Духовное и нравственное самовоспитание и саморазвитие. 4) Интеллектуальное стимулирование мозга (шахматы, шашки, сёги и т.д.) 5) Творчество...

 

В ходе встречи были также показаны интересные и новые этюды и задачи, придуманные (и это почти на 95ом году жизни!!!) самим Юрием Львовичем и его избранные любимые комбинации.

 

В заключении форума была затронута весьма актуальная на текущий момент времени нашей цивилизации тема компьютеров и гаджетов, которые в той или иной степени понижают интеллектуальный уровень у современных людей, в частности у детей. Выдвигались различные идеи решения этой проблемы.

 

Подводя итог об увиденном, услышанном и высказанном на встрече можно смело заявить, что Праздник удался!

 

С уважением ко всем Вам, помощник президента НП "Сёги", Носков Владимир

 

 

 

========================================================================================= 

 

Блицтурнир по шахматному двоеборью (биатлону)
посвященный Дню независимости России

 

11 июня 20016 года в ГПНТБ состоялся блицтурнир по шахматному двоеборью (биатлону), посвященному празднику Дня Независимости России. Преддверием турнира стали небольшая беседа участников с президентом НП "Сёги" Синельниковым И.З. на тему развития данного новаторского вида спорта и создания международной школы (в дальнейшем института) по шахматному двоеборью (биатлону), а также мастер-класс (занятия) по сёгам и шахматам.

Контроль времени: шахматы - 3мин. + 2 сек. на ход(фишер), сёги - 5 мин. +3 сек. на ход(фишер). 5 участников, круговая система.  В каждом туре участники играли между собой 2 партии: в шахматы и в сеги. Зачет по сумме результатов 2-х партий.

 

Итоги блицтурнира:

 

1. Токмачёв Михаил – 8 очков из 8

2. Синельников Игорь – 5 очков

3. Юсубов Тимур – 4 очка

4. Носков Владимир – 2 очка

5. Родин Дмитрий – 1 очко

 

==========================================================================================

О перспективах сотрудничества НП "СЁГИ" и ГПНТБ
 

Синельников И.З., президент НП "СЁГИ":

 «Недавно подписанное с руководством ГПНТБ Соглашение (см. ниже) о сотрудничестве по развитию шахматной культуры, интеллектуальным и развивающим видам предоставляет возможность расширить деятельность НП "СЁГИ" по популяризации японских шахмат в России и в частности по развитию шахматного биатлона.

В настоящее время рассматриваются в этих целях наиболее эффективные возможности. В частности может быть создание международной школы шахматного биатлона, в случае, если идея подготовки шахматистов с помощью шахматного биатлона найдет сторонников. Полагаем, имеются неплохие перспективы в развитии этого направления сотрудничества, например, с Японией или другими странами. На нашем сайте планируем регулярно размещать новости по данному вопросу.

В этой связи мы были бы благодарны за любые предложения и рекомендации в этих сравнительно новых подходах повышения шахматного  мастерства".