СЁГИ  В  РОССИИ 
           
 Сайт Союза игроков японских шахмат "СЁГИ"
ГлавнаяОфициальные
документы
НовостиИстория
Правила игры
Клубы
Игроки  Рейтинги
ТурнирыБиблиотекаФорум

Контакты

Наши
партнеры

            

 Тезисы к докладу
                на  Всероссийской научно-практическая конференции
                  «Актуальные проблемы развития шахмат и других
                              интеллектуальных игр в России»
                            г. Москва, РГУФКСиТ, 7 февраля 2011 г.

 

«ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕГИ В РОССИИ»
И. З.Синельников
– президент Союза игроков японских шахмат(НП «СЁГИ»), к.т.н.

 

1.      Сеги – это один из видов шахмат, возникших в древности на индокитайских территориях, завезенных около тысячи лет назад в Японию. Они сформировались в нынешнем виде в 15 веке, отражая в игре динамизм и бескомпромиссность, которые свойственны в определенной степени национальным чертам. Игра  известна пока еще сравнительно узкому кругу любителей интеллектуальных игр.  Можно объяснить ее слабую распространенность в мире  длительной изолированностью Японии от остального мира, а также глобальной конкурирующей экспансией обычных шахмат, которые легче усваиваются благодаря скульптурным фигурам и меньшей игровой площадке (64 клетки). В японских шахматах на доске в 81 клеток участвуют с каждой стороны по 20 фигур - пластинок обозначенных иероглифами.

2.      В своем выступлении, прежде всего,  хотелось отметить, что малый «удельный вес» сеги в мировом обращении в сравнении с обычными шахматами (будем называть их «европейскими») вовсе не отражает соотношение их интеллектуальной ценности или степени эмоционального воздействия на игроков. Можно привести много примеров безвозвратного увлечения японскими шахматами после ознакомления с ними и приобретения навыков игры. Иными словами, отсутствие возможности ознакомления с игрой и во многих случаях необходимость усвоения правил и навыков игры, что требует несколько большего времени, чем в европейских шахматах, сдерживает их развитие в России – стране, богатой шахматными традициями. В других странах сеги более известны, чем в России. Во многих из них созданы национальные федерации, уже не один десяток лет проводится первенство Европы. В США, Китае и других странах в последние годы создаются сильные клубы, которые проводят  международные турниры среди любителей сеги. Активно распространяются сеги в Белоруссии и Украине. Артем Коломиец из Украины является неоднократным чемпионом Европы. Японская федерация  способствует  популяризации  сеги за рубежом, регулярно проводит у себя в Японии поощрительные турниры, но,  в силу своей, если можно так выразиться, деликатности японцы делают это ненавязчиво и тактично, что в определенной мере снижает эффективность их усилий по распространению сеги в мире.

3.      Хотелось бы обратить внимание на один интересный феномен пока еще труднообъяснимый. В Японии европейские шахматы мало распространены или точнее сказать популярны не в той степени, которую можно было бы ожидать. Японская команда на шахматных олимпиадах обычно остается на задворках. Может быть сеги, в которые играют почти 20 млн. японцев, полностью их удовлетворяют, и шахматы они рассматривают как нечто второстепенное? В стране немало профессиональных игроков (около 160 чел.), некоторые из них знакомы с европейскими шахматами и даже играют в силу международного мастера. Но, по их словам, рассматривают игру в шахматы как элемент тренировки  и повышения мастерства в сеги. Этот феномен, вероятно, еще нуждается в дополнительном исследовании. Было бы упрощенно объяснить это явление недостаточной спонсорской или государственной поддержки. Возможно, имеются какие-либо психологические мотивы для подобной избирательности. Нечто подобное, то есть некоторые проблемы в восприятии сёги наблюдается в странах, где распространены  европейские  шахматы. Может быть, существует пока неведомый нам барьер в логическом мышлении, понимание которого могло бы помочь в преодолении противостояния  между так называемым «востоком» и «западом». С другой стороны, степень  распространения какого–либо вида интеллектуальной игры в ином социуме, чем страна происхождение, могло бы являться индикатором восприимчивости или толерантности этой социальной среды. Попутно можно отметить в этой связи, что  Китай, где наряду с  национальной шахматной игрой – сянци, широко развиваются европейские шахматы, а также в настоящее время наблюдается бум распространения  японских, представляет собой пример подобной толерантности. Так что с помощью шахмат может быть выявлена еще одна интересная сфера познания особенностей национального менталитета, его консерватизма или восприимчивости к мировым культурным ценностям.

4.      В чем же различие между шахматами и сеги? Помимо некоторого различия в правилах игры можно отметить следующие принципиальные особенности:

- нацеленность фигур вперед, на атаку. Две легкие фигуры могут двигаться только вперед – это конь и пика, Две другие фигуры – серебряный генерал и золотой генерал имеют ограниченные возможности движения назад;

-десантирование выигранных фигур, то есть их повторное использование и в этой связи практически отсутствие  эндшпиля;

-усиление функций фигур в зоне противника;

-движение пешек вперед и взятие вперед, это создает настоящий таран.

      Как следствие – практически игра заканчивается всегда результативно, без ничьих. Само понятие «ничьи» по правилам  не воспринимается как итог партии. В тех редких случаях  (1-2%) когда она возникает, партия переигрывается. Отсутствует также предложение о ничьей. То есть игра носит абсолютно бескомпромиссный характер, очень динамична с множеством вариантов. Поэтому сёги требуют от игроков максимальной концентрации внимания, четкого логического мышления и, что немаловажно, крепости духа. Конечно, и в европейских шахматах необходимы эти качества, но в японских, в силу их сложности,  умение  точного расчета ставится на более высокую ступень. А в тех случаях, когда расчет теряется в массе вариантов, на помощь приходит интуитивная оценка,  роль которой в японских шахматах значительно возрастает. В европейских шахматах можно надеяться на довольно широкий диапазон ничейного исхода в  случаях погрешности при расчетах или неточной интуитивной оценки позиции. Особенно в эндшпиле при малом количестве фигур. В японских шахматах такая небрежность недопустима и всегда  карается проигрышем. Таким образом, ответственность за правильную оценку позиции и выбор хода в японских шахматах, как представляется, более высокая. Кроме того роль человеческого фактора в японских шахматах повышается вследствие того, что компьютер пока еще не способен справляться с человеком в этой игре.

5.      Развитию сеги в России должно быть уделено достойное внимание. Прежде всего, эта игра сама по себе интересна  и может привлечь к себе массу любителей интеллектуальных игр. Требуются лишь  некоторые незначительные усилия по их популяризации и ознакомлению с правилами, которые с первого взгляда сложны, но вполне доступны. Особенно хорошие перспективы распространения сеги, на наш взгляд, появились бы среди школьников и студентов, которым легче  осваивать в какой-то степени экзотический вид шахмат. С другой стороны, распространение сеги в этой среде способствовало бы развитию интеллектуальных способностей молодежи и отвечало бы воспитательным целям. В условиях мировой  глобализации все в большей степени проявляется тенденция проведения международных многовидовых  интеллектуальных игр, где японские шахматы постепенно завоевывают  признание. Молодое поколение России при соответствующей подготовке могло бы уверенно принять в них участие по указанному виду. Кроме того тренировки в сеги могли бы служить великолепной платформой повышения мастерства для  игроков европейских шахмат.  То, что практикуют японские мастера для повышения своего уровня игры в сеги, как упоминалось выше, тренируясь в шахматах, могло бы применяться для российских шахматистов с обратной целью. Есть основания полагать, что эффект для российских игроков в этом случае был бы более заметен.

6.      Говоря о  развитии сеги в России, следует сказать, что оно пока находится в зачаточном состоянии. Даже здесь среди присутствующих на конференции, думаю, некоторые впервые слышат о японских шахматах. Лишь последние годы усилиями отдельных энтузиастов стали появляться публикации по сёги и  проводиться  занятия и турниры. Зачинателями в этом плане являются Юрий Шпилев (С.Петербург) и Александр Носовский (Москва), усилиями которого в 2004 г.издана книга «Японские шахматы сёги».  Интересные статьи по ознакомлению с японскими шахматами  написал Лев Кислюк, Некоторые любители (Даниил Кулин, Сергей Остряков, Павел Макаров и др.) перевели ряд публикаций японских авторов, которые используются в качестве учебного материала. В некоторых городах созданы клубы игроков сёги (Москва, С.Петербург, Н.Новгород, Хабаровск и др.).В Москве регулярно проводится турнир по сеги в рамках Фестиваля MOSCOW OPEN, первенство России и турнир на кубок Посла Японии. В Питере также ежегодно проводится около трех турниров. В текущем году впервые был проведен турнир на кубок Генерального консула Японии в С. Петербурге. В ряде городов России также прилагаются усилия по проведению турниров и организации клубов.   Но все это, следует еще раз отметить, делается разрозненными усилиями самих игроков любителей на голом энтузиазме.

7.      В последние годы при помощи интернета для любителей появилась возможность знакомства с японскими шахматами и участия в игровых сайтах. Полагаем, что благодаря этому в России уже имеется не менее 2 тыс. игроков, которые интересуются где можно приобрести комплекты фигур и литературу и готовы были бы развивать сеги на местах. Чтобы упорядочить и в какой- то степени координировать этот процесс недавно, по инициативе московских и питерских любителей  создан и юридически зарегистрирован "Союз игроков японских шахмат-сёги". Мы надеемся, что благодаря его деятельности удастся найти контакты, взаимопонимание и помощь со стороны общественных организаций, государственных и муниципальных органов, которая крайне необходима в целях развития в России японских шахмат – одного из прекраснейших видов интеллектуальных игр. Наиболее идеальный вариант для существования и развития  Союза игроков японских шахмат -это тесное взаимодействие с Российской шахматной Федерацией в интересах многостороннего интеллектуального развития российских спортсменов и укрепления сотрудничества с Японской Федерацией Сёги.

8.       Выступление на этой конференции, по сути, является первой такой попыткой, и мы надеемся она не пройдет незамеченной.