СЁГИ В РОССИИ | ||||||||||||
Сайт Союза игроков японских шахмат "СЁГИ" | ||||||||||||
|
Шахматы + сёги = интеллектуальный штурм Почти на равных с опытными игроками
Накануне рождественских и новогодних праздников история японских
шахмат в России обогатилась событием принципиальной новизны и
важности. Под эгидой префектуры ЦАО г. Москвы Союз игроков японских
шахмат «сёги» впервые в России организовал и провёл турнир по
интеллектуальному двоеборью – классическим и японским шахматам.
Каждая пара участников играла две партии – сначала в шахматы, затем
в сёги (почти по Высоцкому: «Мы сыграли с Талем десять партий в
преферанс, в очко и на бильярде. Таль сказал: такой не подведёт»).
Поскольку все мы вышли из гоголевской «Шинели», то бишь из
«европейских» шахмат, борьба по такой системе получилась
захватывающей и изобиловала сенсационными результатами. Так,
завсегдатай верхней ступени пьедестала почёта и по совместительству
президент Союза игроков японских шахмат «сёги» Игорь Захарович
Синельников на сей раз довольствовался только вторым местом, уступив
чемпионство в двоеборье Белову Сергею, продемонстрировавшему
завидный универсализм в «обоих шахматах». А для вашего покорного
слуги автора этих строк интеллектуальное двоеборье означало
возможность покинуть, наконец, единолично-нулевое последнее место в
турнирной таблице, разделив его с парочкой других аутсайдеров. Но
спортивные результаты – ничто по сравнению с двойным «шахматно-сёгиным»
удовольствием и творческим удовлетворением, которое получили все
участники этого сверхинтеллектуального соревнования,
организованного: на самом высшем уровне. Так, стратегическая борьба
в шахматной партии Горелов – Стаценко произвела глубокое впечатление
не только на победителя, но и на побеждённого, коим оказался автор
этих строк. О скоропостижно скончавшейся партии в сёги между теми же
соперниками ничего подобного сказать нельзя, но всё ещё впереди… «Чистые» против «нечистых» ? Даже этого короткого репортажа достаточно, чтобы обнажить неправоту тех «чистых» сёгистов, которые выступают против интеллектуального двоеборья. Помимо чисто шахматных аргументов можно привести и более общие спортивные. Между лыжными гонками и стрельбой гораздо меньше общего, чем между шахматами и сёги, однако никто же не отменяет на этом основании биатлон, завоевавший в последнее время большую популярность. А что общего между бегом, плаванием, фехтованием, скачками и той же стрельбой? Да ровным счётом ничего, кроме главного: все эти самостоятельные виды спорта входят ещё в синтетический вид – современное пятиборье. А уж интеллектуальному двоеборью сам Бог велел и существовать, и развиваться.
Переход от обычных шахмат к японским требует такой концентрации
умственных способностей, такой мобилизации интеллектуального
потенциала, такого повышения собственного
IQ,
что становится обидно за сёги: почему же они не столь популярны, как
современные шахматы, не говоря уже о сумасшедшей «шахматной горячке»
в отдельные десятилетия ХХ века, когда шахматы становились чуть ли
не барометром общественного мнения? Почти по Булгакову: иностранный консультант Причин такого положения дел можно привести множество, но присутствовавший на турнире обозреватель французского шахматного издания «Sens diagonale» Mark Osyan в беседе с автором обратил внимание на одну из них, весьма и весьма немаловажную. «Это безобразие, - сказал господин Маркосян (так расшифровывается его литературный псевдоним) на чистейшим русском языке, указывая на фишки с иероглифами: это только отталкивает людей от сёги». Пришлось согласиться с очевидным: «Да, это всё равно, что играть в современные шахматы фигурами чатуранги». Действительно, иероглифы и необходимость их запоминания могут оттолкнуть от сёги многих из тех, кто впервые подошёл к играющим в японские шахматы. Может быть, есть смысл заменить в российских сёги иероглифы на русские буквы: к, з, с, л, п, а для коня, слона и пики нарисовать соответствующие символы? И для перевёрнутого варианта можно придумать простые и понятные обозначения. В конце концов, это всего лишь символы, подобные алгебраическим буквам, никто же не воспринимает всерьёз шахматных короля и ферзя, не ищет в них какой-то тайный смысл, хотя при желании тут можно обнаружить весьма очевидные параллели с российскими политическими «шахматами». При всём уважении к японским национальным традициям мы всё же имеем свои собственные. Но главное даже не в этом. После замены иероглифов на буквы значительно облегчится восприятие японских шахмат, резко увеличится число их сторонников и увлечённых этой игрой, интенсифицируется процесс обучения сёги, и можно будет уделить основное внимание тайнам самой игры, а не трудностям освоения японского алфавита. К тому же записи партий в японские шахматы давно публикуются не в иероглифической, а в буквенной нотации, правда, почему-то латинской, а не русской. Между тем записи шахматных партий до появления «художественно-фигурных» обозначений давались на «смеси французского с нижегородским», например, лh1. Дело тут не в квасном патриотизме, а в элементарном удобстве. А с японцами классные сёгисты могут по-прежнему играть иероглифическими дощечками из уважения к представителям страны-родоначальницы сёги, хотя можно себе представить удивление чемпиона мира по шахматам индийца Вишванатана Ананда, если ему предложат сыграть «чатуранговыми» фигурами. Вот какую «разруху в голове» вызвало справедливое замечание иностранного корреспондента…Примечательно и крайне важно, что автора поддержал и «перпетуум мобиле» Союза Вячеслав Стаценко, который, правда, ратует за изображения фигур вместо иероглифов.
Предлагаемая замена иероглифов на буквы или рисунки фигур принесёт
ещё один немаловажный, а может быть, и самый важный «плюс».
Бизнесмены и прочие «люди влияния» - народ конкретный: пока они
видят непонятные иероглифы – это одно, а когда увидят вменяемые
чёткие буквенные обозначения – это совсем-совсем другое. Иначе,
пытаясь собрать средства на развитие сёги в России, на проведение
турниров и деятельность Союза игроков японских шахмат «сёги», мы всё
время будем упираться в сакраментальный вопрос: как что-то изменить,
ничего не меняя? Сёги – в жизнь! Разумеется, автор сознает всю дискуссионность этого вопроса и именно поэтому выносит его на широкое обсуждение членов Союза. Решение проблемы, будет способствовать развертыванию широкой программы привлечения в Союз финансовых средств, необходимых для осуществления его деятельности, направленной на развитие и распространение японских шахмат в России. В частности, представляется необходимым формировать и поддерживать в средствах массовой информации и общественном мнении, а так же во властных структурах и у деловых партнёров положительное отношение к японским шахматам «сёги» и к деятельности Союза, к его важнейшей социальной функции – организации высокоинтеллектуального досуга российских граждан, способствующих повышению их образовательного и культурного уровня, что отвечает задачам, стоящим перед страной. Для этого будут полезны выступления представителей Союза игроков японских шахмат «сёги» по телевидению и радио, в печатных и электронных СМИ. Необходимы также организация и проведение презентанционной пресс-конференции Союза для представителей СМИ, информационным поводом которой может стать турнир по сёги уже на ближайшем шахматном фестивале Moscow Open – 2012 , а также последующие имиджевые мероприятий подобного рода. Полезно было бы также установить дружеские и взаимовыгодные контакты и провести переговоры с редакцией журнала «64» о создании специального раздела «81», посвящённого японским шахматам как переходной ступени к организации собственного журнала Союза игроков японских шахмат «сёги». Разумеется, будут устанавливаться контакты и с другими СМИ. На шахматных и других спортивных соревнованиях, на презентациях, выставках, творческих вечерах, проводимых различными спортивными и другими организациями, возможно распространение рекламных материалов Союза, с выделением в перспективе собственного стенда для соответствующей работы на нём с посетителями выставки и деловыми партнёрами. Все эти направления развития получат путёвку в жизнь только в результате действенных и целенаправленных мер любителей, объединенных в Союз. Иначе встанет ещё один сакраментальный вопрос, давно решённый всеми: как что-то получить, ничего не вкладывая? Сёги – это не столько игра, сколько совершенствование творческих способностей, или это такая игра, которая заслуживает самого серьёзного к себе отношения. Поэтому хочется пожелать энтузиастам успехов на этой непроторенной дороге.
Игорь Горелов,
|