СЁГИ  В  РОССИИ 
          
 Сайт Союза игроков японских шахмат "СЁГИ"
Главная Официальные
документы
Сайты о сёги Игровой зал История
Правила игры
Клубы
Игроки  Рейтинги
Турниры Библиотека Форумы

Контакты

 

ШАХМАТЫ И ФИЗКУЛЬТУРА
(февраль 2015 года) 

Шахматы, шашки и другие настольные игры относят к спорту потому, что в них присутствует элемент соревновательности. Но обычно, когда говорят о спорте, то имеют в виду физкультуру. Вопрос: «занимаешься ли ты спортом?» обычно подразумевает «делаешь ли ты физические упражнения?». Однако серьезная шахматная партия создает серьезную нагрузку для человеческого организма – ведь играющий вынужден неподвижно сидеть долгое время, а это очень неполезно для тела.

Конечно, шахматистам можно дать такой совет: занимайтесь физкультурой в свободное от шахмат время. Но можно ли объединить шахматы физический спорт? Одна такая попытка широко известна – это шахбокс. Спортсмены дерутся один раунд на ринге, потом садятся за шахматную партию, потом снова на ринг и т.д. до победы, т.е. либо до нокаута на ринге, либо до мата на доске. Но хотелось бы найти более органичное объединение шахматной игры и физической активности.

Для этого обратимся к другому виду спорта – к биллиарду. Биллиардисты считают свою игру интеллектуальной, т.к. она требует расчета на основе механики и геометрии. Но при этом игроки в биллиард все время двигаются. И хотя такое движение не требует больших усилий, оно избавляет игроков от изнурительного сидения. Можно ли придумать что-нибудь похожее для шахмат?  

Оказывается, это уже давно придумано. Существуют так называемые напольные шахматы, т.е. шахматные комплекты большого размера, размещаемые либо внутри помещения на полу (доской служит пол или ковер с соответствующим рисунком), или под открытым небом на специальной площадке. Пример напольных шахмат можно видеть на одном из скверов Праги, см. рис.1.

Рис. 1

Конечно то же самое решение можно предложить для всех игр шахматно-шашечного типа, в том числе и для сёги. Причем для игр, в которых фигурами служат плоские фишки (а это сёги и другие дальневосточные шахматы, а также шашки) физическое воздействие на игроков будет даже сильнее, чем в случае игр с объемными фигурами, поскольку для того, чтобы поднять плоскую фигуру, нужно присесть или нагнуться ниже. Я полагаю, что для обычных игроков вес фигур следует делать не более одного или полутора килограммов, но для специальных соревнований с подчеркиванием силовой стороны игры вес следует выбирать, исходя из веса средних гантелей, т.е. около 5 кг.  

Предложение обычных напольных шахмат и шашек можно найти в интернете. Было бы неплохо, если бы среди любителей сёги нашлись предприниматели или народные умельцы, которые взялись бы за изготовление комплектов напольных сёги. Это не только позволит играющим сохранять свое здоровье, но и послужит делу популяризации игры самураев – японских шахмат сёги. 

Л. Кислюк

 

 

=========================================================================================

СЁГИ – ЧУДО В МИРЕ ШАХМАТ 
(июль 2014 года)

Как известно, в середине 50-ых годов прошлого века началось японское экономическое чудо, и одновременно во всем мире резко увеличился интерес к Японии, особенно в странах европейской культуры. Поскольку Япония страна очень своеобразная, то понять ее западному человеку очень нелегко. Действительно, Япония очень сильно отличается не только от стран Запада, но и от своих ближайших соседей. Хотя ее и называют иногда дочерью Китая, но японцы во многом – антиподы китайцев.

Поэтому для популяризации японской культуры в западных странах привлекали самые различные стороны японской духовной жизни. Очень часто для этой цели привлекали дзюдо, каратэ, чайную церемонию, кэндо и т.д. особой популярностью среди популяризаторов пользовалась игра ГО. Конечно, Го очень популярны в Японии, и в этой игре нашли отражение многие черты японского характера. Однако эта ига китайского происхождения (в Китае она называется вэйци). И при этом остается в тени один из самых важных аспектов жизни японцев – японские национальные шахматы сёги, изобретенные, естественно, самими японцами.

Ясно, для иллюстрации японского характера, японского духа лучше брать не то, что заимствовано, а то, что самобытно. Причем сёги являются одним из самых ярких и оригинальных проявлений духа или лучше сказать гения японского народа. К тому же сёги – это совершенно уникальная игра среди прочих разновидностей шахмат.

Японская культура, как известно, создавалась под мощным влиянием Китая. Конечно, заимствуя что-нибудь из китайского культурного наследия, японцы придавали этому свой национальный оттенок. Но, пожалуй, нигде это не проявилось столь оригинально и глубоко, как в сёги. Как уже говорилось выше, когда начинают описывать японский национальный характер, то почти всегда начинают рассуждать о том, как хорошо игра ГО иллюстрирует этот характер. Это справедливо, но тем более это справедливо и для игры, возникшей на японской почве, т.е. для сёги.

Хотя сёги и возникли под сильным влиянием китайских национальных шахмат сянци, однако сёги – это принципиально новая игра, отличающаяся как от своего китайского предка, так и от всех других шахматных игр мира (по крайней мере, сколько-нибудь  известных). Сёги – это творение именно японского гения (ниже будет показано, как это проявилось в этой игре). Поэтому  ссылаться только на ГО, совершенно не упоминая сёги, это большая несправедливость, тем более что популярность обеих  среди японцев приблизительно одинакова (некоторые даже утверждают, что сёги более популярны, особенно у молодежи).

Покажем, как заимствуя из Китая шахматы, японцы не просто в чем-то обогатили шахматную идею, но и подняли ее на новую, небывалую высоту, отразив в ней многие, чисто японские реалии.

В японских шахматах побитые фигуры не уходят из игры, покидая шахматную доску, они идут в резерв или плен к тому игроку, который их побил, и он может в дальнейшем сбросить их на доску, как своих. Историки шахмат полагают, что такое правило возникло под влиянием следующего явления в японской истории: в конце периода междоусобной борьбы японских кланов происходило массовое включение пленных в армию победителей. Т.о. мы наблюдаем как создание шахматной игры совершенно нового типа, так отражение определенного периода японской истории. Перейдем теперь к описанию других характерных японских черт сёги.

Начать я хочу с того, что на меня произвело в свое время очень сильное впечатление, а именно со сравнения китайских, корейских и японских шахмат. Корейцы, как и японцы, заимствовали идею шахматной игры в основном из Китая. Но в корейских шахматах чанги сразу же бросается сходство с китайским прототипом (полное сходство номенклатуры шахматных фигур, хотя правила отличаются заметно), в то время как общие черты у сёги и сянци нужно еще поискать. Японцы же так изменили китайскую шахматную идею, что сёги стали напоминать шахматы европейские. Но при этом сёги остались самобытной, чисто японской игрой, кардинально отличающихся от всех других шахматных игр. Т.е японская шахматная идея прошла ту же эволюцию, что и сама Япония, которая раньше своих дальневосточных соседей стала на путь преобразований в западном духе, но при этом до сих пор не утратила своей национальной самобытности, оставшись мало похожей даже на своих ближайших соседей и загадочной страной.

Чтобы не быть голословным, перечислю то, что сближает сёги и европейские шахматы, а также и то, что коренным образом отличает сёги от других шахматных игр.

В то время как в сянци и в чанги есть запретные зоны для некоторых фигур, в сёги таких зон нет, как их нет и в европейских шахматах. Во-первых, король в сёги ходит точно так же, как и король в европейских шахматах (вернее, почти так же, т.к. в сёги нет рокировки). Во-вторых, кони и в сёги, и в европейских шахматах могут перепрыгивать через другие фигуры, а в сянци и в чанги это невозможно. В-третьих, размеры доски в сёги приблизились к европейским: в сянци и в чанги доска имеет размеры 9Х10, в сёги – 9Х9, а размеры европейской шахматной доски 8Х8. И в-четвертых, поле  на шахматной доске в сянци и в чанги – это точка, а в сёги, как и на европейской доске, это квадрат.

Ну а теперь еще раз о том, что делает сёги столь непохожими на все другие шахматные игры, как не похожа Япония на другие страны. Это, конечно, переход побитых фигур к тому, кто их побил. Это не только отражает историческую обстановку определенного  периода Японии, о чем уже говорилось выше, но и приводит к тому, что потеря фигуры в сёги – это потеря вдвойне, ведь один игрок становится слабее на побитую фигуру, а другой в той же самой степени становится сильнее. А это хорошо иллюстрирует такую сторону японской жизни, как необходимость вечно быть на страже, никогда не расслабляться и не терять бдительности, ведь в Японии очень часты природные катастрофы, в первую очередь цунами и землетрясения.

У японцев принято играть в сёги так, что процедура игры становится по духу похожей на чайную церемонию: игроки должны соблюдать вежливость, не радоваться открыто промахам партнера, достойная цель игры в сёги – это не столько выигрыш, сколько стремление совместными усилиями создать красивую партию. После окончания игры следует обсудить ее ход, подчеркнув удачные ходы партнера.

Вот интересный взгляд на сёги и одновременно на историю Дальнего Востока, высказанный австрийским японистом Рудольфом Краневиттером (Rudolf Kranewitter) в своей работе "Антияпонские предрассудки" ("Korea Journal", 1992, vol.32, № 1, pp.72-83, Prejudices against the Japanese). Анализируя непростые корейско-японские отношения, кори и которых уходят во тьму веков, он использует метафорическое выражение сёгидо -  путь сёги.

Как уже говорилось выше, в сёги победа — не главное, и потому последнее слово не за победителем. В сёги характер выше умения: ведь характер приводит к дружбе, а умение — лишь к выигрышу. Игра в сёги — это конфликт, который должен не разделять и подавлять, но объединять и облагораживать людей. В этом сущность сёгидо. И потому Р. Краневиттер предлагает подвести итог японско-корейской "любви-ненависти", подойдя к истории взаимоотношений двух народов с позиций сёгидо, т.е. проанализировав ее в духе примирения и дружбы.

А теперь немножко о том, как сравнение сёги с сянци и чанги помогает сделать очень наглядными то, чем  Япония  похожа на своих соседей и в чем отличается от них. Хотя у Китая, Кореи и Японии много общего, между ними, конечно, есть и существенные различия. Корея занимает промежуточное положение между Китаем и Японией не только чисто географически. С одной стороны, политически Корея  близка к Китаю. Но с другой стороны, корейский язык не имеет ничего общего с китайским (если не считать большого числа слов, заимствованных из китайского), а сходство с японским у него есть,  хотя и весьма отдаленное.

Кроме того, хотя и корейцы, и японцы заимствовали иероглифы у китайцев, они далеко не всегда совпадают. Причем корейское и японское иероглифическое написание слов часто совпадают между собой и не совпадают с написанием китайским. Кстати, именно название шахмат на этих языках служит хорошей иллюстрацией этому. Действительно, слова «чанги» и «сёги» пишутся одинаковыми иероглифами и переводятся абсолютно одинаково – «игра генералов», или «генеральская игра», в то время как  «сянци» означает буквально «игра слонов», и первый иероглиф в этом слове другой. На всякий случай отмечу, что все эти три термина обозначают не только национальные шахматы соответствующих стран, но очень часто и шахматы вообще.

А теперь о некотором сходстве в правилах между чанги и сёги. Это,  наверное удивит многих, ведь сразу бросается в глаза именно сходство чанги с сянци (для обеих игр почти одинаковые доски – разница только в том, что на корейской доске отсутствует т.н. река, одинаковая номенклатура фигур в обеих играх). Но в чанги отменена «запретная зона» для слонов (они могут двигаться по всей доске, как и их аналоги в сёги – серебряные генералы), а король, находясь в середине дворца, имеет те же самые ходы, что и король в сёги.

Но у сёги и чанги есть и еще одно общее свойство, и при этом очень необычное для нас, привыкших к европейским шахматам. В сянци, как и в европейских шахматах, превращается только пешка. А вот в сёги и чанги право на превращение имеет целый ряд фигур: в сёги это все фигуры, за исключением королей и золотых генералов, а в чанги это пешки, пушки и ладьи.

Следовательно, и по правилам игры чанги занимают промежуточное положение между сянци и сёги, подобно тому, как Корея занимает промежуточное положение между Китаем и Японией.

Интересно проследить эволюцию японских шахмат, поскольку она в определенной мере проходило в чисто японском духе. Характерная черта японского искусства – минимализм, ему не свойственны чрезмерность, избыточная пышность и яркость. Аналогией этому может служить то, что в поведении японцев очень ценится скромность и умеренность.

В начальный период существовали весьма громоздкие варианты сёги, размеры доски доходили до 25Х25, а число фигур до 354! Но в дальнейшем, в полном соответствии с принципами японского искусства и правил поведения в обычной жизни возник современный, очень уравновешенный и гармоничный вариант игры.

В сёги можно найти и много других японских черт, которые однако свойственны не только японцам, но и другим народам, испытавшим сильное влияние китайской культуры. Отметим необходимость соблюдение баланса между атакой и защитой (отказ от крайностей, гармоничность) и довольно часто встречающийся отказ от превращения, т.е. повышения статуса (превращение – это аналог преуспевания в обычной жизни, а с точки зрения буддизма житейское преуспевание может привести к порче кармы).

Интересно отметить, что хотя в сёги есть и белые, и черные фигуры, но физический цвет всех фигур абсолютно одинаков. Возможно, что этим иллюстрируется одна из главных особенностей дальневосточной философии – относительность добра и зла (вспомним знаменитый символ инь-ян, где черное и белое плавно переходят друг в друга).

Следует отметить, что в сёги можно найти очень интересные характерные особенности, которые вряд ли подразумевались создателями этой игры. Шахматы вообще очень часто называют моделью Вселенной. Но на мой взгляд среди всех шахматных игр именно сёги являются наиболее удачной такой моделью.

Действительно, Вселенная – это вообще все, что существует, тут не убавить, не прибавить. И именно это свойство замечательно отражается в сёги, ведь число фигур, участвующих в борьбе,  на протяжении всей партии остается неизменным.

Сёги производят интересное впечатление на играющих (правда, не на всех).  Дело в том, что они кажутся как бы живыми, одушевленными. Возможно, основная причина этого в том, что игре присуща некоторая цикличность: часть фигур уходит с доски и затем возвращается. Т.е участники шахматного поединка в некотором смысле умирают и рождаются. Но подобная цикличность – это неотъемлемое свойство самой жизни.

Мы видим, что сёги – это не только игра, не только спорт, не только досуг. Сёги способны широко раздвинуть наш духовный мир. И не забывайте, что способствуя популяризации сёги, вы одновременно  лучше познаете Японию. 

Л. Кислюк

=========================================================================================

ЗАГАДКА ЧОСОНСКИХ ШАХМАТ

Иногда в литературе упоминаются игры, в том числе и шахматные, о которых неизвестно, существовали ли они в действительности. Здесь речь пойдет о таинственной и почти неизвестной игре – т.н. чосонских шахматах. Чосон – одно из названий Кореи (в настоящее время оно принято в КНДР). Следовательно, естественно предположить, что чосонские шахматы – это шахматы корейские, т.е  чанги. Но оказывается, что это совсем не так! Однако сначала разберемся, что вообще известно о чосонских шахматах и откуда они взялись.

Известно о них очень немного, а взялись они из книги американского писателя Джека Лондона «Смирительная рубашка (Странник по звездам)».  Д. Лондон написал эту книгу в то время, когда он увлекался идеей реинкарнации, т.е. переселения душ. В ней главный герой, Даррел Стэндинг, сидит в тюрьме, а его душа совершает различные переселения, в том числе и попадает в Корею, находясь в теле англичанина Эдама Стрэнга, жившего, как сообщает сам главный герой, «примерно между 1550 и 1650 годами». В процессе своих корейских похождений он и знакомится с чосонскими шахматами. Вот что об этой игре говорится в книге (глава 15):

«Она была не похожа на западные шахматы, хотя в основе своей совпадала с ними, так как восходила к тому же первоисточнику, вероятнее всего, - к индийским шахматам. Доска вместо наших шестидесяти четырех клеток имела восемьдесят  одну клетку. Игроки вместо наших восьми пешек располагали каждый девятью, и ходили эти пешки по-другому, хотя и с ограничениями, принятыми у нас.

В чосонских шахматах было по двадцать фигур с каждой стороны, включая пешки, вместо наших шестнадцати, и расставлялись они в три ряда, а не в два, как у нас. Девять пешек занимали передний ряд; в среднем ряду помещались две фигуры, напоминавшие наши ладьи, в третьем, заднем, ряду в центре располагался король, а с каждой его стороны располагались в следующем порядке такие фигуры: «золотая монета», «серебряная монета», «конь» и «копье». Заметьте, что в чосонских шахматах нет ферзя. Еще одно коренное отличие от наших шахмат заключалось в том, что взятая фигура не снималась с доски, а становилась фигурой противника, и дальше ею ходил он.»

Сразу видно, что чосонские шахматы очень похожи на шахматы японские, т.е. сёги, и большинство людей, впервые знакомящихся с чосонскими шахматами, полагает, что это и есть сёги, только под другим названием. Правда, в книге не очень понятно говорится о судьбе взятых фигур, но это, скорее всего, просто неудачное изложение идеи о переходе побитых фигур  в плен, когда такая фигура все-таки уходит с доски (хотя и может на нее вернуться в дальнейшем), но не выходит из игры.

Конечно,  непонятны фигуры в среднем ряду. Часто высказывается мнение, что это ладья и слон («летающая колесница» и «угловой ходок») японских шахмат. Т.е. выходит, что Д. Лондон принял слона за ладью. Однако это крайне маловероятно, ведь даже тот, кто впервые знакомится с шахматами, вряд ли перепутает такие фигуры. Впрочем, аргумент в пользу несовпадения шахмат чосонских и японских можно найти в той же главе, в самом ее конце. Вот как проводится там сравнение этих двух игр:

«Здесь, в Фолсемской тюрьме, есть один японец, осужденный за убийство. … Я беседовал с ним о шахматах, и выяснилось, что та игра … очень похожа на японские шахматы. Между ними гораздо больше сходства, чем между каждой из них и западными шахматами.»

Заметьте, речь идет именно о сходстве, пусть даже самом близком, но не о тождестве! Но что же тогда представляют собой чосонские шахматы? И что за фигуры стоят в среднем ряду? Об этом мы можем только догадываться. Но давайте хотя бы сделаем попытку разгадать эту загадку. Из всех шахматных фигур на ладью больше всего похожа пушка. Так может быть, в среднем ряду чосонских шахмат стояли пушки?

Это представляется маловероятным, т.к. возникает следующее неудобство: пушки могли бы первым ходом безнаказанно бить противостоящие им пешки, что приводило бы к мало интересной игре. А попытки избежать этого привели бы к введению дополнительных правил, носящих очень искусственный и неудобный  характер.

Поэтому предлагается следующее объяснение: в среднем ряду стояли ладьи, но имеющие право на превращение, как в сёги, и, следовательно, это были не совсем ладьи в понимании западного шахматиста, каким и был Д. Лондон.

Итак, с полным основанием можно только сказать, что чосонские и японские шахматы почти совпадают, но именно только почти. Может быть, чосонские шахматы были самым близким «родственником» или даже одним из предшественников нынешних сёги?  И закономерно возникает еще один вопрос: где возникли чосонские шахматы (если они вообще существовали, а не возникли как плод фантазии или ошибки) – в Корее или в Японии?

Нам известен один из ранних предшественников современных сёги – это малые хэйанские  сёги. От нынешних сёги они отличаются, в частности, тем, что средний ряд в них пустой. Возможно, что японцы решили видоизменить эту игру (что они делали много раз – ведь известно много вариантов прежних сёги), и под влиянием корейских и китайских шахмат, в которых в среднем ряду стоят две пушки, ввели в средний ряд хэйанских шахмат ладьи, дав им право на превращение.

Конечно, интересно узнать, от кого Д. Лондон узнал о чосонских (и японских) шахматах, т.е. кто были его информаторы и заслуживают ли они доверия. Возможно, справедливо следующее. Д. Лондон мог детально ознакомиться с этими играми, когда работал военным корреспондентом во время русско-японской войны 1904-1905 гг., причем его долгое время держали в тылу, в Корее, подальше от линии фронта, проходившей в Маньчжурии. Дело в том, что он осуждал поведение Японии, и японцам это естественно не нравилось.

Конечно, находясь достаточное долгое время в Корее, он вполне мог ознакомиться с корейскими и японскими играми (поскольку Корея была тогда оккупирована японцами) из первых рук. Но подводя итог, следует признать, что существование чосонских шахмат не может пока считаться доказанным. В этом отношении они напоминают тибетские шахматы, о существовании которых говорит ряд историков шахмат, но о которых современные тибетцы ничего толком сказать не могут, хотя и признают, что в прошлом какая-то национальная шахматная игра у тибетцев пожалуй была.

В конце концов, можно предположить различные, и при том достаточно достоверно выглядящие, причины того, почему чосонские шахматы (если они действительно существовали) были преданы забвению. Вот одна из них. Если чосонские шахматы были созданы японцами, то корейцам была неприятна сама мысль об их популяризации из-за антияпонских настроений. А если они были созданы корейцами, то японцы могли усмотреть в этом ущемление своей национальной гордости, т.к. ставилась под сомнение идея японского приоритета (для сравнения - ведь арабам нравится, что изобретенные в Индии цифры, которыми пользуется теперь весь мир, называются не индийскими, но арабскими).

Однако, пусть даже исторически не достоверно существование чосонских шахмат, было бы очень интересно сыграть в них как в вариант сёги, т.е. заменив слона на ладью. Тогда выяснилось бы, чем они отличаются от нынешних «классических» сёги (я не хочу применять выражение «в чем они уступают», ведь что хуже, а что лучше – это дело вкуса). На мой взгляд, бесспорно одно: появление новой фигуры добавляет в игру новые возможности.

=========================================================================================

ШАХМАТНЫЙ БИАТЛОН  

В последнее время в шахматную жизнь России, да и других стран входит двоеборье, названное по аналогии с уже широко известным видом спорта шахматным биатлоном.  В качестве примера можно привести следующие турниры, организованные по системе «биатлон». 

·         Рождественский турнир в Москве, декабрь 2012 год.

·         Турнир «Москоу опен», Москва, январь-февраль 2013 год.

·         Марсель (Франция), октябрь 2013 год (как видим, биатлон вышел за пределы России).

·         Турнир «Москоу опен», Москва, февраль, 2014 год. 

Инициаторы этого  нововведения – шахматисты, освоившие как европейские (международные) шахматы, так и японские национальные шахматы сёги. Выбор именно этих произошел стихийно, но насколько он может быть обоснован логически? Ниже приводятся обоснования целесообразности именно такого выбора.

Любые ли две разновидности шахматных игр годятся для шахматного биатлона? Выбор европейских шахмат вряд ли может быть подвергнут сомнению, ведь именно эти шахматы известны теперь во всем мире, да и популярность их неуклонно возрастает даже в тех странах, где раньше они практически не были известны. Но не лучше ли было бы в качестве второго составляющего звена этой пары выбрать национанальные шахматы Китая сянци, ведь по количеству играющих именно сянци сопоставимы с европейскими шахматами. 

Для сравнения посмотрим, какие виды спорта выбраны для традиционного биатлона. С одной стороны, это достаточно далекие друг от друга виды – лыжные гонки и стрельба, поскольку близкие виды, например прыжки в высоту и в длину, были бы не так интересны. Но с другой стороны, не нашлось бы много сторонников и у такого варианта: какой-нибудь физический вид спорта на открытом воздухе плюс какая-нибудь интеллектуальная спортивная  игра в закрытом помещении. 

Кроме того, нужно исходить из реального возможного числа участников, которые могут показать достаточно высокие результаты в обоих видах спорта, входящих в данный биатлон (вряд ли интересно объединять например поднятие тяжестей с шахматами). 

Итак, обсудим, какой вариант шахматной игры годится в качестве второго компонента шахматного биатлона. На мой взгляд, выбор должен производится между двумя самыми популярными после европейских шахмат разновидностями шахматной игры: между китайскими (сянци) и японскими (сёги) шахматами. В пользу сянци говорит большее количество играющих. Однако сянци гораздо ближе к европейским шахматам (хотя китайская шахматная доска сильнее отличается от европейской, чем японская). 

Как известно, сёги занимают особое место среди шахматных игр. Основное отличие сёги от других вариантов шахмат состоит, как известно, в том, что побитые фигуры продолжают участвовать в игре, переходя в «плен» (или резерв) к побившему их. Уже одно это придает японским шахматам особое качество. Кроме того, играющие в сёги очень часто имеют хотя бы минимальное представление о шахматах китайских (а иногда и о корейских - чанги). Происходит это потому, что те, кто заинтересовался игрой в сёги, обычно интересуются и происхождением этой игры. А сёги возникли под сильнейшим влиянием сянци, подобно тому, как и японская культура вообще возникла под сильнейшим влиянием культуры китайской (однако не исключено, что на рождение сёги оказали влияние и другие варианты шахмат). Однако в настоящее время сёги очень сильно отличаются от современных сянци, поэтому вначале китайское происхождение сёги может вызвать сильнейшее удивление. Однако потом понимаешь, что тут сказалась черта одна черта японского характера – усваивать достижения других народов и развивать их дальше. Этот факт вряд ли вызовет возражения, но все же, чтобы не быть голословным, приведу пару примеров.  

В Китае возник вариант буддизма, получивший название «чань». Затем он проник в Японию (приблизительно одновременно с идеей шахматной игры), получил там дальнейшее развитие, и теперь это направление буддизма больше известно во всем мире под японским названием «дзэн». 

В качестве второго примера рассмотрим китайские и японские счеты. В этих счетах, как и в привычных для нас, круглые костяшки с отверстием в центре перемещаются вдоль стержней. Но в то время как на «наших» счетах практически можно производить только сложение и вычитание (умножение и деление в принципе тоже возможны, но они, особенно деление, очень сложны, и их легче выполнить на бумаге), на счетах китайских и японских можно легко выполнять также и умножение, и деление.

 Китайские счеты называются суаньпань, японские – соробан. Соробан произошел от суаньпаня, и в соробане устранены некоторые неоднозначности, которые могут возникать в суаньпане.

 Кроме того, знакомство со всеми тремя шахматными играми Дальнего Востока – сянци, чанги и сёги, позволяет сделать очень интересные выводы. Дело в том, что судьба этих трех игр напоминает судьбы создавших их стран (т.е. Китая, Кореи и Японии). Во второй половине 19-го века Япония сумела коренным образом перестроиться на западный манер, но при этом сохранила свое своеобразие. Аналогичная судьба постигла и шахматную идею в Японии. 

 Действительно, в японских шахматах мы наблюдаем ряд черт, сближающих их с шахматами европейскими по сравнению с шахматами Китая и Кореи: это и форма доски, и ликвидация «запретных зон» для некоторых фигур, существующих в сянци и чанги, обретение японскими конями способности перепрыгивать через фигуры, появление слона, почти совпадающего с европейским шахматным слоном, получение королем возможности ходить в любом направлении. Кроме того, в сянци и чанги существует пушка – фигура, отсутствующая в европейских шахматах, и в японских шахматах ее тоже нет. 

Сравнивая сянци, чанги и сёги, можно подметить еще одну интересную деталь. Как известно, Корея не только географически находится между Китаем и Японией, по некоторым другим признакам она также занимает промежуточное положение между этими двумя странами.  

Корея политически почти всегда находилась в сфере влияния Китая. Было время, когда и Китай, и Корея входили в состав одного государства. Япония же, в силу своего островного положения, легче сохраняла свое особое положение как в политическом, так и в культурном смысле.  

С другой стороны, корейский язык совершенно не похож на китайский, но имеет сходство с японским, хотя и очень отдаленное. В китайском и японском языках одни и те же слова иногда пишутся разными иероглифами, но при этом корейское и японское написание может совпадать. За примерами далеко ходить не надо. Слова сянци, чанги и сёги часто означают не только соответственно китайские, корейские и японские шахматы, но и шахматы вообще. Так вот, слово «сянци» пишется иероглифами «слон» и «игра» (т.е. сянци – буквально – игра слонов), а слова «чанги» и «сёги» пишутся одинаково – иероглифами «генерал» и «игра» (т.е. названия обеих игр переводится как игра генералов). 

А теперь посмотрим, нельзя ли найти и в чанги такие черты, которые, с одной стороны, сближают их с сянци, а с другой – с сёги. Самый беглый взгляд на доску и фигуры позволяет увидеть очень большую близость между сянци и чанги. Действительно, корейская шахматная доска отличается от китайской только отсутствием так называемой реки, а номенклатура фигура одинаковая (но правила различаются). Однако и чанги, и сёги имеют по крайней мере две черты, сближающие обе игры. В то время как в сянци превращаться может только пешка, в чанги и сёги таким правом обладают несколько фигур (в чанги это пешка, пушка и ладья, в сёги – все фигуры, кроме короля и золотого генерала). Кроме того, в сянци превращенная пешка не может стать снова простой, а в чанги и сёги превращенные фигуры могут снова стать простыми (в чанги это происходит, когда фигуры выходят из так называемого дворца, а в сёги – когда когда превращенные фигуры бьются, поскольку в плену они становятся снова простыми). 

Как уже говорилось выше, знакомство с японскими шахматами создает предпосылки для знакомства и с шахматами Китая, поскольку китайские шахматы послужили прототипом шахмат японских. Что же касается знакомства с корейскими шахматами, то, пожалуй, игроки в сянци и сёги знакомы с ними более или менее в одинаковой степени.  

Но читатель может спросить: а какое это имеет отношение к выбору кандидатур для шахматного биатлона? Во-первых, в пользу сёги говорит уникальность этой игры, а во-вторых люди, знакомые с сёги, имеют больше шансов на расширение шахматного кругозора (поскольку интерес к самой игре часто приводит и к желанию узнать о ее происхождении, т.е. у игроков в сёги часто возникает естественное желание ознакомиться и с сянци). 

Но разобравшись с шахматным биатлоном, мы можем поставить такой вопрос: а может быть, не стоит останавливаться на биатлоне, может быть, стоит пойти дальше – перейти к триатлону? И если да, то какую шахматную игру выбрать в качестве следующей? Конечно, в качестве следующей кандидатуры можно рассмотреть сянци. Однако еще лучше выбрать такую игру (шахматную, конечно), которая была бы радикально отличной и от шахмат европейских, и от сёги. Что общего у этих обеих игр? Обе эти игры с полной информацией. Но игра - это модель реальной конфликтной ситуации. Однако в реальных конфликтных ситуациях часть информации всегда скрыта, во всяком случае, участники конфликта стремятся скрывать свою информацию от противника (например в военном деле – это маскировка, в бизнесе – коммерческая тайна).  

Поэтому в качестве третьего компонента триатлона следовало бы взять игру с неполной информацией. Но есть ли такие игры? Да, есть. Я могу назвать по крайней мере три таких игры:

1.      Китайская военная игра (лю чжань ци, буквально «игра в сухопутную войну»);

2.      Военные или походные сёги (гундзин сёги или  когун сёги);

3.      Стратего.

 

Во всех этих трех играх игрок не видит, какая фигура стоит на поле, как и в карточных играх, он видит только т.н. «рубашку», которая естественно для всех фигур одинакова. На той стороне фигуры, которая не видна противнику, дана информация о том, какая это фигура. Для пункта 1 эта информация записана по-китайски, для пункта 2 – по-японски, а для пункта 3 – это рисунок военнослужащего, котором виден его чин.

 

Все эти игры связаны, так сказать, родственными узами, т.к. японцы создали свои военные/походные сёги под влиянием китайской военной игры, с которой они познакомились в Китае во время 2-ой мировой войны. А игра «стратего» - это приспособление военных/походных сёги для людей, не знающих иероглифов.

Мне не приходилось играть ни в одну из этих игр, но поскольку их принцип похож на карточный (когда одна фигура «наезжает» на фигуру противника, то вопрос о том, кто кого «съедает», решается, как правило, так: старшая по званию фигура бьет младшую), то эти игры с большой натяжкой можно назвать шахматными.

 

Поэтому в качестве третьего кандидата для триатлона предлагается новая шахматная игра «корона». Ниже дается краткое описание этой игры.

 

Игра эта создавалась исходя из следующих предпосылок. Она должна быть в максимально возможной степени похожа на обычные шахматы (чтобы ей было легче научиться, ведь создавалась она вовсе не с целью поизощряться).

 

Неопределенность в ней не должна быть чрезмерной, иначе случайный фактор становится преобладающим и игра приобретает изнурительный и чисто азартный характер, т.е. игра должна оставаться логической.

 

Неопределенность не должна зависеть от внешних обстоятельств, например выпадения случайным образом очков, например на игральных костях.

На протяжении всей игры каждый игрок имеет полную информацию о своих фигурах. Неопределенность о фигурах противника может быть раскрыта в ходе игры.

 

С учетом всего вышесказанного предлагается следующее. В корону можно играть обычным шахматным комплектом. В начале игры ферзя нет, эта фигура называется теперь королевой. Начальная расстановка – как в обычных шахматах. Одному из «монархов», т.е. или королю, или королеве, каждый игрок отдает корону, причем делается втайне от противника.

 

Цель игры – уничтожение коронованного монарха. Королева ходит точно также, как и король.  Чтобы было труднее определить заранее, у кого их них корона, они должны ходить полностью одинаково, т.е. королева ходит как король, ими обоими можно рокировать, оставлять под ударом и ходить под удар.

 

Когда бьется один из монархов, то «тайна короны» раскрывается, и если оказывается, что побита коронованная фигура, то игра заканчивается победой того, кто побил коронованную фигуру.

 

Пешки обычным образом превращаются в ферзей. Для удобства можно пешки заменять шашками, перевертывая их при превращении. Естественно, что слоны, кони и ладьи сохраняют свои обычные ходы. Существуют модификации этой игры, но мы их здесь рассматривать не будем.

 

Подробнее с короной можно познакомиться например здесь

igrovir.ucoz.ru/publ/pravila_igry_v_koronu/1-1-0-67  и здесь

shogifdr.ru/lev_kisluk_japanese_game_heroes.htm  (см. Приложение).

Автор игры – Л.У. Кислюк.