СЁГИ В РОССИИ | ||||||||||||
Сайт Союза игроков японских шахмат "СЁГИ" | ||||||||||||
|
Законы классических шахмат 29 декабря 2009 Разрешите предложить вашему вниманию партию, которая была сыгранна 21.06.2008 в г. Ровно в отборочном турнире к IV Международному Сёги Форуму. В этой партии рассматривается возможность применения в сёги универсального закона классических шахмат «Смотри за тем, что делает (или, что может сделать) противник. Не давай ему играть!». Универсальность этого закона заключается в том, что он может быть применён в любой стадии партии, на любом участке доски, вне зависимости от цвета фигур. Знание шахматных законов и умение их применять, является основой позиционного понимания как в классических шахматах, так и в сёги.
3-й
тур 1.P7f P3d 2.P6f P8d 3.S6h S6b 4.R5h K4b 5.K4h K3b 6.K3h G65b 7.S6g P6d Каждый ход в шахматах (классических шахматах или сёги) несёт в себе информацию – нужно уметь её извлечь. После каждого хода противника вы должны задавать себе вопрос «Зачем противник сделал этот ход?» и …ответить на него. Последний ход белых 7….P6d показывает, что они собираются получить следующую, известную своей агрессивностью, расстановку фигур – P6d, S6c, S5d, R6b, P7d, N7c c последующей атакой P6e (сразу, или после усиления рокировки в левостороннее мино или анагуму). Эта расстановка фигур очень популярна, не только из-за своей агрессивности, но и из-за лёгкости построения. Но, если у противника не будет проблем с расстановкой своих фигур, то …проблемы вскоре возникнут у вас (в связи с необходимостью отражать его угрозы). Поэтому… 8.P5f S6c 9.P5e… Не давай противнику играть! Серебряный не попадает на 5d, а, значит, вся агрессивная расстановка фигур белых становится невозможной. Сделать сильный ход самому, или не дать сделать сильный ход противнику – одинаково выгодно для вас. Помните об этом! 9…P1d 10.S4h S4b 11.S5f P4d 12.P4f S4c 13.P3f… Не давай противнику играть! Белые стеснены в центре чёрной пешкой е5, поэтому им необходимо пространство на флангах. Последний ход чёрных 13.P3f не даёт возможности белым захватить пространство на этом фланге и удобно расположить фигуры после 13…P3e, 14…S3d, 15…G4c с последующим завершением рокировки и надвиганием пешки 2-й вертикали (P2d – P2e). 13…N3c Этот ход белых кажется не логичным, поскольку конь перекрывает диагональ слону, но, тонкость этой системы развития в том, что в нужный момент слон выходит на другую диагональ, после B1c. Этот приём имеет красивое название – «выглядывающий» слон. 14.S44g G44b 15.K2h P8e 16.B7g P9d 17.P9f P7d 18.G7h… Не давай противнику играть! Напрашивается 18.G3h, заканчивая построение крепости. Однако, ход белых 17…P7d показывает, что они собираются атаковать не защищенный пункт чёрных 7f. Поэтому чёрные принимают меры к отражению этой атаки. 18…R7b 19.G6g P7e 20.Px7e Rx7e 21.P*7f… Вовремя! 21…R7b Очень важный момент партии для белых. Вся их армия готова к бою – отступление ладьи должно стать началом общего наступления. У белых есть три плана дальнейшей игры – но выбрать нужно тот, который соответствует требованию позиции. Проанализируем создавшееся положение. У чёрных статическое преимущество, выраженное в захвате пространства (пешка е5). Основной стратегией в подобных позициях является, поддерживая общий закрытый характер игры, медленно «продавливать» позицию противника. Этого требует позиция чёрных. У белых динамическое преимущество, выраженное в наличие резервной пешки для «десанта». Основной стратегией в подобных позициях является вскрытие игры (часто, связанное с жертвой одной или нескольких пешек) с дальнейшей активной игрой всех фигур. Этого требует позиция белых. Теперь давайте разберём планы игры за белых.
Первый – 21…R7d, 22…N7c, 23…R8d ограничиваясь общим давлением на
позицию чёрных. Как видим, требованию позиции белых соответствовал третий план игры, который и должен был быть выбран. Однако, в партии белые выбрали второй план. Последовало… 22.G3h S7d 23.R7h… Не давай противнику играть! Ход чёрных 23.R7h предотвращает «пролом» белых по 7-й вертикали – на 23…P*7e последует 24.B6h. 23…R8b 24.B6h R7b 25.B5g… Сыграв 24.B6h, чёрные угрожали медленно «продавить» позицию белых после 25.P7e, 26.G7f. Возвращение ладьи 24…R7b является признанием того, что ходом 23…R8b белые нарушили закон, не разглядев атакующих возможностей чёрных (смотри за тем, что может сделать противник!). Нарушение белыми закона, привело к потере времени и, как следствие, к ухудшению позиции – пока белые ходили ладьёй «туда – сюда», фигуры чёрных перестроились и заняли максимально активные позиции. 25…P8f 26.Px8f P*8g Наконец-то белые используют динамический потенциал резервной пешки. 27.G7g… «Торопись медленно!» - как учили античные классики. Мы ведь помним, что чёрным выгодно поддерживать закрытый характер позиции и не форсировать игру. 27…R6b Здесь у белых была последняя возможность максимально раскрыть позицию, «выглянув» слоном на «с»1, с последующим движением пешек «5», «4» и «3» вертикали. План белых, связанный с движением пешки «е», ни к чему не приводит – игра остаётся закрытой и чёрные легко «продавливают» позицию белых. 28.Gx8g P6e 29.G7g… Золотой возвращается, что бы принять участие в решающей битве за центр. 29…N7c 30.P7e… Начало конца. У белых неприятный выбор – если взять пешку 30…Sx7e, то последует 31.P*7d, а если отступить серебряным, то у белых некому будет воевать в центре. 30…S8c 31.G7f… Начинается «продавливание». 31…Px6f 32.Gx6f P4e Поздно! 33.P7d Sx7d 34.Rx7d Px4f 35.Sx4f P*4e 36.S3g P1e 37.P2f… Не давай противнику играть! У чёрных выигранная позиция. Очень часто, в подобных ситуациях, малоопытные игроки начинают расслабляться и перестают следить за угрозами противника. И напрасно. Сёги – очень жёсткая игра и такого легкомыслия не прощает. Последний ход белых 36…P1e показывает, что, имея проигранную позицию, белые собираются дать решающий бой, проведя атаку по краю – 37…P1f, 38…P*1h (после 38.Px1f), 39…P*1g, 40…N2e. После хода 37.P2f конь белых не попадает на 2е и, значит, вся атака белых по краю становится не возможной. Ход чёрных 37.P2f является очень сильным психологическим ударом, поскольку отбирает у противника последнюю надежду на спасение. Обычно, после таких ударов, борьбы уже нет… 37…P*7b 38.P*4d P*8h 39.Px4c+ G4x4c 40.P*4d G44b 41.S*4c K2a 42.Sx4b+ Gx4b 43.P*6c 1-0 Партия закончилась. «Выглядывающий» слон так ни куда и не выглянул… Рассмотренная выше партия показывает нам возможность применения законов классических шахмат в сёги. Пусть это вас не удивляет. Ведь сёги (как и классические шахматы) – тоже шахматы! В заключении скажем несколько слов о Главном. Люди, изучающие шахматы (классические или сёги), обычно делятся на тех, кто хочет научиться играть, и тех, кто хочет научиться думать. Научившиеся играть в шахматы (классические или сёги) ,могут…только играть. Научившиеся думать – могут ВСЁ! Поэтому, прежде чем приступать к изучению шахмат (классических или сёги), вы должны чётко представлять себе, что вы хотите – научиться играть или научиться думать. Не ошибитесь в выборе! Артём Коломиец
|